Мост через Белую. Когда будет решена проблема?
Перекрытие старого автомобильного моста через Белую вызвало транспортный коллапс на южном выезде из Уфы. Пробки на выезд начинаются в 16:00 и заканчиваются поздним вечером, причем блокированным остаётся не только мост, но и все подъездные пути.
Уже ожидая затруднения, уфимцы пытаются воспользоваться альтернативными путями: выезд на автодорогу М5 по Нагаевскому шоссе через «Пугачевский» мост («каменная переправа» через реку Уфа), что приводит к дополнительным затруднениям для жителей поселков Зинино, Нагаево и Акбердино.
Проблемы у старого моста возникли не сегодня и не вчера. В конце 2017 года было принято решение ограничить движение по мосту:
— Уже в 2014 году было известно о том, что мост находится в предаварийном состоянии, заявил мэр Уфы Ирек Ялалов. — На сегодня его состояние таково, что мы ограничили движение. Если такая ситуация будет сохраняться, мост придется полностью закрыть. Закритический срок может настать уже через 2-3 года.
И действительно, ситуация ухудшилась: 16 января 2018 года мост окончательно закрыли.
— Когда мост проектировался и строился, рассчитывалась максимальная нагрузка в пять тонн, плюс гужевые повозки. Уже начиная с середины 60-ых годов мост эксплуатировался с нагрузкой выше нормативной. С 2004 года мы постоянно мониторили ситуацию, было несколько проектных заключений. В 2015 году было первое предложение закрыть мост. Затем мы провели ряд мероприятий, которые позволили нам еще на пару лет продлить эксплуатацию, — объяснил Ирек Ялалов.
Историческая справка:
В ХIХ веке Уфа входила в состав Оренбургской губернии, а потому направление на Оренбург было главным для Уфы. После образования Уфимской губернии в 1865 году, направление также не утратило своего стратегического значения.
В 1924 году в Уфе был сооружен понтонный мост через Белую, рассчитанный на движение полуторатонных автомобилей. В 1956 году понтонная переправа через Белую была закрыта и с того времени началось движение по новому мосту из ажурных стальных конструкций по проекту Е. С. Уланова (мостовой переход в створе ул. Воровского).
В 1993 году параллельно первому мосту был построен новый автомобильный мост с увеличенной пропускной способностью.
Вставка за три миллиарда:
Одним из этапов решения проблемы Уфимская мэрия называет строительство трёхполосного моста-вставки. Ранее уже сообщалось о том, что разработка такого моста-вставки началась ещё в 2011 году и на данный момент вся проектная документация имеет все необходимые разрешения. Сроки строительства оцениваются экспертами в три года, а стоимость — около трёх миллиардов рублей.
И стоимость и сроки подобного строительства представляются вполне реальными: 7 октября 2016 года аналогичный мост был торжественно открыт на Затонском направлении.
Возведение моста через реку Белая в микрорайоне Затон началось в 2013 году. Общая протяженность мостового перехода составила 836 м, длина подходов – 587 м, движение осуществляется в 3 полосы. Стоимость возведения моста составила около 5 млрд рублей. Предполагалось, что финансирование объекта в полном объёме будет осуществляться за счёт средств республиканского бюджета и с 2013 года на эти цели выделено 3,5 млрд рублей из бюджета республики, однако позднее недостающая сумма в 1,5 млрд рублей была выделена федеральным правительством от сборов системы «Платон».
Протяженность старого автомобильного моста — 670 метров, нового автомобильного — 690 метров. Кроме того, для моста-вставки не потребуется проведение дополнительных подготовительных работ, а следовательно обойтись можно меньшими суммами на строительство.
Капитальная реконструкция старого моста:
Вопрос о реконструкции старого моста рассматривался ещё в 90-х годах, сразу после открытия нового моста. В конце 1990-х годов по нему был запрещен проезд грузового транспорта и больших автобусов, но сама конструкция моста уже была ослаблена предшествующими нагрузками. Тогда же рассматривался проект реконструкции элементов пролетной части с ликвидацией арки и заменой железобетонных элементов более легкими и прочными металлическими. Это могло отсрочить наступление аварийного состояния, но для реализации проекта не нашлось средств.
Согласно предварительному проекту реконструкции с моста будут демонтированы арка, а старые железобетонные пролеты будут заменены новыми более легкими и прочными металлическими. Кроме того, новые пролеты будут расширены и движение по ним будет осуществляться в 3 полосы.
Стоимость реконструкции старого моста оценивается также в 3 млрд. рублей, а сроки выполнения работ могут быть в целом схожи со строительством новой вставки.
Сроки строительства:
Если работы по строительству и реконструкции мостовых переходов начнутся в 2018 году, то срок их завершения придется примерно на 2023 — 2024 год. В результате пятиполосный мост 1992 года постройки будет работать только на въезд в город, а новый и реконструированный мосты, имеющие каждый по три полосы для движения – только на выезд. Однако в перспективе их пропускной способности также может оказаться недостаточно из-за динамики развития города и пригородных поселков.
— К 2032 году движение транспорта на мостах через реку Белая превысит 250 тысяч автомобилей в сутки, — заявил Ирек Ялалов. — 70% населения Дёмы работает на Уфимском полуострове, а сам микрорайон быстро растет. Недавно, помню, там было 50 тысяч жителей, сейчас уже 75, а скоро будет 100 тысяч и больше.
В последнюю редакцию генерального плана развития Уфы включена возможность строительства автомобильного моста через реку Белую рядом с существующим железнодорожным. Такой объект может обеспечить альтернативный выезд в сторону Демы и федеральной трассы М-5, существенно разгрузив направление на аэропорт. Однако никаких планов и сроков реализации такого проекта в настоящее время нет.
Беспокойство руководства вызывает состояние и других автомобильных мостов в Уфе, говорит глава городской администрации Ирек Ялалов: «В ближайшие 10-15 лет аналогичная ситуация может произойти с мостом в Шакшу, а также на старом Затонском. Нам время бросает очень серьезные вызовы по модернизации искусственных сооружений, это все внеклассные мосты, серьезнейшие объекты».Беспокойство руководства вызывает состояние и других мостов в Уфе, говорит глава городской администрации Ирек Ялалов: «В ближайшие 10-15 лет аналогичная ситуация может произойти с мостом в Шакшу, а также на старом Затонском. Нам время бросает очень серьезные вызовы по модернизации искусственных сооружений, это все внеклассные мосты, серьезнейшие объекты».